Любым инвесторам необходимо учитывать множество данных, когда решается вопрос какие акции купить. Сторонники импульсной торговли ценными бумагами озабочены поиском акций компаний с растущими ценами и использованием волны роста для дополнительной капитализации своего инвестиционного портфеля. Сторонники стоимостного подхода к инвестированию заинтересованы в поиске недооцененных акций, которые рынок оценивает неправильно или судит их слишком сурово.
Для любого адепта этих разных инвестиционных стратегий, одним из наиболее часто используемых показателей в фундаментальном анализе акций является соотношение Цены и Прибыли компании, сокращенно P/E.
Соотношение P/E оценивает прибыльность и дает представление о том, не недооценены ли акции.
Если говорить о P/E, то критерии для некоторых могут показаться оскорбительными. Правила следующие: у кого меньше – тот и молодец. Но, это если очень по-простому. На самом деле детали есть. И они очень важны.
В этой статье обсуждается P/E, как важный показатель анализа на рынке акций. Объясняется почему он важен и как правильно его использовать его при оценке вариантов инвестирования.
Компании появляются с разными мотивами. Некоторые создают, как они заявляют, более эффективную технологию. Другие хотят продавать какие-то, как они считают, востребованные товары и услуги розничным клиентам или другим предприятиям.
Несмотря на разную подоплёку, основная цель в бизнесе одна — прибыль.
Поэтому, она лежит в основе многих инструментов биржевого анализа. Любые компании, даже заслуженные альтруисты и благотворители ищут способы, как увеличить свою прибыль. И стремление быть более прибыльным возрастает с переходом предприятия в статус публичной компании. Это происходит потому, что инвестиционная публика оценивают компании в зависимости от эффективности их бизнеса. А прибыльность стоит во главе этого показателя.
Коэффициент P/E показывает, насколько эффективно создается прибыль компании. По сути, соотношение P/E - это цена, которую инвестор платит каждый рубль прибыли. Низкое значение P/E означает, что инвесторы тратят меньше средств за прибыль компании. В этом случае, инвестиция быстрее, как бы возвращает, вложенные в неё деньги.
Например, работают две компании в одной отрасли. Компания Солнышко имеет коэффициент P/E, равный 8, что означает, что инвесторы получают годовую прибыль в размере 1 рубля за каждые 8 р., вложенных средств.
А также, например, в этой же отрасли священнодействует грозный конкурент – компания Ромашка P/E которой равен 24, что в три раза выше, чем у компании Солнышко. В этом случае компания Ромашка требует от инвесторов заплатить больше за генерируемую годовую прибыль. Поэтому владение компанией Солнышко будет считаться "более дешевым" и менее рисковым удовольствием.
Исходя из выше сказанного – ребром встают вопросы:
Научно-обоснованный ответ на этот вопрос однозначен: «Да, но это не точно!»
В идеальном мире счастливые инвесторы с улыбками вприпрыжку, как Элли с Тотошкой собирают портфели из акций с низким P/E. Но, ситуация в разных отраслях очень разная. И счастливые инвесторы, при таком подходе, могут набрать целые лукошки «отборных поганок».
Соотношение P/E важный показатель в определении дороговизны акций. Но, акции компаний с P/E, например, 3 не обязательно лучше публичных компаний с P/E, выше 7. Более того, пока ситуация на большинстве рынков обратная. Компании с высоким P/E дают больший возврат на инвестиции, чем большинство компаний с низким P/E. Высокий – низкий P/E без сравнения в равной среде – это как средняя температура по больнице. Эффективное сравнение коэффициентов P/E выявляется при анализе акций внутри конкретных отраслей и среди компаний одинаковых размеров. Например, акции технологических компаний, обычно имеют более высокие коэффициенты P/E, чем акции банков или коммунальных предприятий. Для технологического сектора высокий P/E – это нормально. Но, это не повод избегать технологический сектор в инвестициях. Как и не повод бросаться покупать акции банков без оглядки.
Одна из причин, по которой коэффициент P/E используется часто - его легко рассчитать и интерпретировать. Для создания формулы коэффициента P/E нужны всего две переменные — цена акций и прибыль компании на акцию (EPS) за последний год. Например, на основе четырёх последних кварталов.
Если последние четыре отчета Прибыль на акцию имела значения: 2,3, 3,1, 4,2 и 2,8, путём их сложения, получается Годовая прибыль на акцию: 12,4. При цене за одну акцию в 100 рублей, получается очень простая, но говорящая о многом формула: 100 / 12.4 = 8.06
Хорошо это или плохо P/E 8,06? Как упоминалось выше, высокое или низкое значение может быть относительным в зависимости от размера бизнеса или сектора фондового рынка. Но, если говорить об одной отрасли и одинаковом размере бизнеса, то часто более низкий коэффициент Цена/Прибыль предпочтительнее, поскольку инвестор «получает» прибыль компании за меньшие деньги. Тем не менее, низкий P/E может означать, что рынок просто не верит в компанию, что прибыль этого предприятия может со временем возрасти и поэтому не «выписывает чек». И как правило, рынок правильно делает.
Итак, низкие коэффициенты Цены и Прибыли часто могут означать недооцененность акций, но причины могут быть вовсе не «недосмотром рынка». Многие акции с низким соотношением P/E имеют бросовые цены на свои акции. Рынок не зря ими пренебрегает. Поэтому есть несколько советов, для анализа акций, применительно к P/E. Суть этих советов – рассмотрение потенциального актива с разных сторон:
Как и у всех инвестиционных стратегий и финансовых показателей, у коэффициента есть некоторые недостатки. Вот пара причин, смотреть в оба инвестиционных глаза:
Коэффициент P/E является полезным, но поверхностным показателем, когда речь заходит об оценке акций. В сравнении между аналогичными компаниями по отрасли, обнаружение акций с низким P/E может означать, что рынок в целом «прошляпил» недооцененные ценные бумаги. Но это также может означать, что компания, акции которой находятся в тяжелом положении, сталкивается с преследованиями со стороны инвесторов за какой-то "косяк" или за серию неудач. Теоретически, низкое соотношение P/E лучше, чем высокое, но только если это подтверждено контекстом. И инвестор этот контекст знает.