«Транснефть» в 2025 году: рост прокачки нефтепродуктов на фоне налогового давления и смены инвестиционных приоритетов

Октябрь 2025 года принес ряд важных заявлений от руководства ПАО «Транснефть» и противоречивые тенденции в развитии компании на ближайшую перспективу. С одной стороны, компания ожидает роста операционных показателей, с другой — сталкивается с серьезными финансовыми вызовами, вынуждающими ее пересматривать инвестиционную стратегию. Двоякая ситуация видимо ждёт и цену акций. С одно стороны стабильность, с другой продолжение нисходящего тренды. Не является инвестиционной рекомендацией!
Жан Валерьич | 20.10.2025 На чтение: 4 минуты

 

Оптимизм по нефтепродуктам, сдержанность по нефти

Вицепрезидент «Транснефти» Сергей Андронов сообщил, что транспортировка нефтепродуктов по системе компании в 2025 году превысит плановые значения. Основной драйвер роста TRNFP — увеличение объемов прокачки дизельного топлива.

«У нас грузооборот в этом году в части нефтепродуктов вырос суммарно за счет роста принятого дизельного топлива в систему», — уточнил топменеджер.

В то же время по транспорту нефти точных прогнозов компания пока не дает, ожидая результатов работы в последнем квартале 2025 года. Что касается экспорта дизеля по системе «Север», то его объемы, по словам Андронова, всецело зависят от решений регулятора — Минэнерго — и заявок грузоотправителей, которые компания готова бесперебойно исполнять. 

TRNFP_2025-10-20_12-36-56.png 53.47 KB

 Инвестиции в режиме экономии: приоритет — безопасность, а не расширение

Наиболее тревожные сигналы прозвучали от первого вице-президента «Транснефти» Максима Гришанина. Он прямо заявил о растущем дефиците денежных средств TRNFP, вызванном «эксклюзивной» налоговой нагрузкой на компанию. Напомним, что с 2025 года для «Транснефти» и ее «дочек» установлена ставка налога на прибыль в размере 40%, что вдвое выше базовой для других российских организаций.

Этот Финансовый пресс вынуждает компанию корректировать инвестпрограмму. «Мы сейчас убираем инвестпроекты, то есть создание чегото нового, и направляем средства на поддержание того, что есть, потому что наша главная задача — безопасная стабильная надежная работа системы», — пояснил Гришанин.

 Несмотря на это, номинальный объем капвложений сокращаться не будет. До 2030 года он будет расти примерно на уровень инфляции. Однако фокус сместится с создания новых мощностей на поддержание и модернизацию существующей инфраструктуры. В частности, компания завершает ранее начатое расширение системы «Юг», но откладывает новые масштабные стройки, такие как третий этап этого же проекта, который предполагал строительство продуктопровода Самара — Волгоград и требовал инвестиций в 120 млрд рублей. Также было заявлено об отсутствии планов по расширению мощностей порта Козьмино.

 Предложенный Минфином инвестиционный налоговый вычет не рассматривается компанией как существенная помощь. По предварительным оценкам, он даст экономию всего 200-300 млн рублей в год, что на фоне многомиллиардных инвестиционных программ является незначительной суммой.

TRNFP_2025-10-20_12-37-19.png 61.55 KB

  Мощности для ОПЕК+ и международные проекты

 Несмотря на финансовые трудности, «Транснефть» уверена в своей способности обеспечить рост экспорта нефти в рамках планируемого увеличения квот ОПЕК+. На вопрос о дефиците пропускной способности Максим Гришанин ответил кратко: «Абсолютно», — имея в виду, что существующих мощностей для этого достаточно.

На международной арене «Транснефть» подтвердила свою готовность оказать помощь в проектировании нефтепровода из Венгрии в Сербию. Как отметил вицепрезидент Владимир Каланда, в условиях санкций это может быть лишь экспертная и проектная поддержка. Окончательное решение по участию российской компании в этом европейском проекте пока не принято.

Вынужденная стабилизация

Складывается картина, при которой «Транснефть» проходит 2025 год с четким пониманием операционных задач, но в условиях жестких финансовых ограничений. Рост перевозок нефтепродуктов является позитивным сигналом для отрасли, однако достигнут он будет не за счет нового строительства, а за счет оптимизации использования существующей системы. Компания делает стратегическую ставку на надежность и безопасность, отодвигая амбициозные проекты расширения на второй план до тех пор, пока не будет найдено решение проблемы с «эксклюзивной» налоговой нагрузкой. 

Акции TRNFP пока так и находятся в нисходящем макротренде. В среднем -4% на любом из представленных отрезков времени.

*Не является инвестиционной рекомендацией.

Комментарии (0)

* Поля обязательны для заполнения. Ваш email не будет опубликован.
Комментариев пока нет. Будьте первым!
Коды акций