– можно сказать, что это как цена за килограмм, только для акций
Например, как при покупке мяса в магазинах. Пробежавшись по торговым рядам можно заметить, что в одном магазине цена около 500 ₽/кг, в другом, может вызвать удивление: 1500 ₽/кг. Казалось бы, выбор мяса на ужин с друзьями очевиден - надо срочно брать по 500. Но, в первом случае продаётся заветренная говядина, а втором мраморная телятина. Да ещё и от фермы, известной с высокими экологическими стандартами! Если цель сохранить дружбу - лучше выбирать второе, более дорогое предложение. Любителям качества цена не покажется не обоснованной.
Так же, как и в случае с гастрономическими товарами, P/E (Price/Earnings) показывает, сколько инвестор заплатит за единицу качества. А что является главным показателем качества в бизнесе?
показывает сколько придется заплатить за 1 рубль прибыли (качества). Чем больше прибыли возвращает бизнес акционерам, в ходе своей операционной деятельности, тем выше его "качество", как товара. Ежу понятно, что тем выше будет P/E такого бизнеса.
Формула проще котлеты промеж двух булок
PE.png3.48 KB
Пример из жизни. Работают две компании:
Вариант 1, назовём его условно "Дёшево и сердито" (P/E = 5) компания "Ржавый гвоздь" делает гвозди. Прибыль стабильна, но её роста нет уже давно. Вариант 2, он скорее характеризуется, как "Дорого, но модно" (P/E = 50) стартап "Умный гвоздь" с ИИ, который забивает сам себя. Прибыли пока нет, но все верят в светлое будущее этой технологии.
Можно сделать вывод: низкий P/E ≠ хорошая инвестиция. С чего вдруг может вырасти прибыль? Как результат, сложно ожидать роста стоимости акций в Варианте 1. В то же время, высокий P/E ≠ развод на деньги. Ведь если со временем все гвозди будут забивать себя сами, в эту нише перетекут все деньги конкурентов, обанкротив адептов помахать молотками.
важный, но всего лишь один из прочих показателей. Он демонстрирует по какой цене публика готова покупать прибыль. Если прогнозируется, что прибыль, читай качество бизнеса, будет расти - то покупать будут дорого. И при этом ещё будут хвастаться перед друзьями, какую удачную сделку провернули.
Следующий пример: Компания "Бабушкин огород" против эмитента "Северный авокадо":
"Бабушкин огород" продаёт огурцы, акция 100 ₽, прибыль 20 ₽/акцию.
PE (2).png2 KB
→ Инвестор платит 5 ₽ за каждый 1 рубль прибыли. То есть, компания своей прибылью возвращает затраченные на неё деньги за 5 лет.
"Северный авокадо" выращивает авокадо в условиях вечной мерзлоты, акция 1000 ₽, убыток -10 ₽/акцию. Foxy (3).png3.51 KB
→ Для убыточных компаний P/E не применим. Делить стоимость акций на убыток - бесполезная затея. Не будем этим заниматься. А лучше, если есть время разобраться, что в бизнесе не так. Может просто сама миссия бизнеса - битва с ветряными мельницами?
Для разных отраслей один и тот же P/E "окрашивается" в разный спектр. Что для одних может быть дорого, для других - супердёшево:
Следующий пример: "Чайный магнат"
Прибыль за год: 5, 7, 4, 6 ₽/акцию (по кварталам). Суммарная годовая прибыль: 5 + 7 + 4 + 6 = 22 ₽. Цена акции: 220 ₽.
PE (4).png2.03 KB
→ Как оценивается мультипликатор, нормально? Опытный лис скажет, что в зависимости от отрасли. Если IT компания – это дёшево, а если промышленное предприятие – то это уже дороговато.
Пример: компания "Дырявые ведра" (P/E = 3) – это супердёшево, так и тянет прикупить котлетку, а может даже целый стэйк! Но, засунув лисью морду в отчетность можно унюхать "лёгкий амбрэ следующих мелочей": Существенные долги – до 90% выручки уходит на кредиты. Прибыль падает – в прошлом году EPS была 10 ₽, сейчас 5 ₽. Скандал – гендиректор решил, что на островах ему будет лучше. Уволился и ушел в закат, взяв с собой кассу. Вывод: P/E низкий не потому, что акция недооценена, а потому, что компания уткнулась днищем в дно.
Пример: "Нейросеть-психолог" (P/E = 100) – кажется, что только безумец купит такую акцию? Но если прибыль растёт на 200% в год на волне развития новой ниши, то через пару лет P/E станет вполне вменяемым.
Главные правила использования P/E
Сравнивать с конкурентами. P/E = 10 для нефтянки – норма, для информационно-технологической компании – это может быть дёшево.
Смотреть на долги – если компания в долгах, как в шелках, низкий P/E не рыночная возможность для инвестиции, а оценка сообществом низкого качества состояния финансов компании.
Анализировать рост – если прибыль падает, а рынок этого не замечает, то P/E на каком-то этапе может взлететь. Но, инвестору в перспективе это точно не понравится.
Не верить слепо цифрам – если CEO (генеральный директор) продаёт акции своей компании, а P/E низкий, возможно, он и его окружение знает то, чего не знает только незабвенный инвестор.
Подведя итог: P/E – это как градусник. И так же, как градусник - он не ставит диагноза
Может показать "температуру" акции, но не объяснит, что с ней. Используется только в комплекте с анализом: долговой нагрузки, динамикой прибыли, отраслевыми нормативами.