ПАО "Аэрофлот" (AFLT) отчётность за 9 месяцев и перспективы акций

ПАО "Аэрофлот" (AFLT) – компания вернулась к прибыли и находится на пути из долговой ямы. Но, к сожалению, пока не вылезла из неё, а только карабкается руками и ногами (крыльями). Два главных лейтмотива отчёта, которые бьют по лисьему нюху следующие: долги всё ещё огромны, а рост прибыли обеспечен разовыми сделками, а не вожделенным операционным результатом. По итогам разбора финансовых показателей и мультипликаторов компания набирает 2.9 баллов из 5. Акции не включаются в "Инвестиционную Копилку Foxbonza". Не является инвестиционной рекомендацией!
Foxbonza.ru Инвестиции в соцсетях
| Статью и актив обсуждаем здесь

О компании

ПАО "Аэрофлот" (AFLT) – флагманский российский авиаперевозчик, лидер на рынке пассажирских авиаперевозок. В Советском Союзе была реклама, которая звучала, как издевательство: "Летайте самолётами Аэрофлота". Звучала не очень, потому что воспользоваться услугами какой-либо другой компании "совейский" человек не мог. Сейчас можно. И в основном, по сравнению с разного рода крылатыми дискаунтерами, сервис Аэрофлота выглядит очень достойно. Основная деятельность компании – конечно, международные и внутренние пассажирские и грузовые перевозки. AFLT и дочерние предприятия ("Россия", "Победа") формируют крупнейшую авиагруппу страны. Данные на момент публикации: Количество выпущенных акций: 3 975 771 215, Цена акции: 57,60 рублей. Капитализация компании тоже достойная: 228 884 млн. рублей.

Что нравится Лису в отчете ПАО "Аэрофлот" (AFLT)

Лис, как и герой одного мультфильма Пумба, тоже любит тех, что с крыльями. Вот и в отчёте AFLT Лис откопал позитив:

Капитал. За 9 месяцев 2025 года акционерный капитал Группы совершил разворот: с отрицательных 72.5 млрд рублей на начало года он вырос до положительных 46.2 млрд к 30 сентября. Это значимое улучшение. Накопленный убыток сократился с 176.5 млрд до 90.9 млрд руб.

Чистая прибыль по МСФО за 9 месяцев 2025 года выросла до 107.2 млрд рублей против 59.9 млрд за аналогичный период 2024 года. Рост составляет 79%! При этом прибыль до налогообложения выросла еще сильнее – в 2.9 раза (со 146.8 млрд против 50.6 млрд).

Что настораживает лисий глаз в отчетности Аэрофлота

Качество прибыли. Основной вклад в рекордную прибыль AFLT до налогообложения внесли не основные перевозки, а разовые операции. "Прочие операционные доходы" за 9 месяцев составили 104.7 млрд рублей, из которых 51.3 млрд – эффект от досрочного прекращения договоров аренды, а 28.8 млрд – изменение резерва на ремонты ВС. Без этих статей операционная картина была бы значительно скромнее.

Долговая нагрузка. Чистый долг (Credit + Loans - Cash) на 30.09.2025 составляет нехилые 1 095 533 - 53 845 = 1 041 688 млн руб. Хотя обязательства по аренде снизились (с 642.5 до 450.5 млрд руб.), совокупный долг остается огромным. Рост кредитов и займов с 60.5 до 172.9 млрд руб. – всё ещё усложняет "обстановочку".

Денежный поток. Несмотря на прибыль, чистый денежный поток от операционной деятельности за 9 месяцев 2025 года сократился на 17.2% до 127.0 млрд рублей (против 153.4 млрд в 2024 г.). При этом инвестиционная деятельность поглотила 152.4 млрд руб., в основном на приобретение основных средств и активов в форме права пользования. Свободный денежный поток (FCF) пока отрицательный.

Давление на операционную рентабельность. Рост операционных расходов (без учета амортизации) за 9 месяцев 2025 года составил +8,8%, что опережает рост выручки от перевозок (+6,2%). Особенно заметен скачок расходов на оплату труда (+18,2%). Это означает, что для генерации каждого нового рубля выручки компания тратит больше, чем раньше, что сжимает потенциальную операционную маржу.


Взгляд в будущее ПАО "Аэрофлот" (AFLT)

Отчет по-бухгалтерски сух рассказывает об активном урегулировании отношений с иностранными арендодателями (30 ВС в 2025 г.), что снижает правовые риски, но ведет к единовременным бухгалтерским эффектам. Логика подсказывает: резкий рост капитальных вложений (Capex) на приобретение основных средств (66.2 млрд руб. за 9 мес.) и активов в форме права пользования (101.1 млрд руб.) говорит о стратегии импортозамещения и обновления парка в новых реалиях. И это отражается в промежуточной отчётности и сильно в последующем повлияет на годовой результат.  Временно компании "будет не становиться лучше". В более длительной же перспективе, многое будет зависеть от спроса на услуги компании. Рост программы полетов и занятости кресел – позитивный операционный тренд, но его устойчивость зависит от макросреды и доступности запчастей. Даже промежуточная отчётность AFLT демонстрирует насколько это сложный актив - авиакомпания. Ценная бумага перевозчика резко реагирует на макроэкономику, причём в разных плоскостях: топливо, загрузка, доступная маршрутная программа.

Ответьте на вопрос в Telegram: Считаете ли вы, что текущая долговая нагрузка Аэрофлота (AFLT) допустима для инвестирования, учитывая, что значительная часть прибыли 2025 года имеет разовый характер?


Вывод

На основании анализа отчетности ПАО "Аэрофлот" (AFLT) видна тактическая надежда на лучшее будущее: компания взяла направление на выход из ямы с долгами и зафиксировала прибыль за 9 месяцев 2025 года. Однако финансовое состояние остается по-прежнему тяжелым из-за чрезвычайно высокой долговой нагрузки. Качество прибыли не воодушевляет, так как существенная её часть отвоёвана разовыми операциями по урегулированию аренды. Динамика AFLT восстановительная, но пока зависит от нетипичных для крылатого бизнеса вида операций. В связи с этим акции ПАО "Аэрофлот" (AFLT) не включаются в Инвестиционную Копилку Foxbonza. Лис не инвестирует в такие долги. Даже не подходи.

аэ.jpg 93.63 KB

Инфографика

Итоговый рейтинг компании: 2.9 из 5.


Блок: Динамика акции (Средняя оценка блока: 2 из 5)

  • За 5 лет: -18.70%. 
  • За 1 год: +2.69%. 
  • За 3 месяца: +1.12%. 
  • За 1 месяц: +3.02%. 

Акция демонстрирует боковую динамику на годовом интервале без явного тренда.

Блок: Финансовые показатели и мультипликаторы (Средняя оценка блока: 3.1 из 5)
Рост выручки: Оценка 3/5. Значение: 676.5 млрд руб. (9 мес. 2025), изменение: +6.3% (с 636.6 млрд за 9 мес. 2024). Расчет: (676.5 - 636.6) / 636.6 * 100%.
Чистая прибыль: Оценка 5/5. Значение: 107.2 млрд руб. (9 мес. 2025), изменение: +78.9% (с 59.9 млрд за 9 мес. 2024). Расчет: (107.2 - 59.9) / 59.9 * 100%.
Свободный денежный поток (FCF): Оценка 1/5. Значение: -25.4 млрд руб. (9 мес. 2025). Расчет: CFO (126.961) - Capex (152.351).
Рентабельность по EBITDA (Margin): Оценка 4/5. Значение: 21.3% (9 мес. 2025). Расчет: EBITDA (143.832) / Выручка (676.483) * 100%.
Net Debt/EBITDA (Чистый долг/EBITDA): Оценка 1/5. Значение: 7.2 (LTM). Расчет: (Совокупный долг (172890+450510) - Денежные средства (53845)) / EBITDA (143.832 * 4/3) = (623400 - 53845) / 191.8 ≈ 7.2.
ROA (Рентабельность активов): Оценка 3/5. Значение: 9.4% (LTM). Расчет: Чистая прибыль (107.2 * 4/3) / Средняя величина активов ((1141684+1156896)/2) = 142.9 / 1149.3 ≈ 12.4%. Для 9 месяцев: 107.2 / 1141.7 = 9.4%.
ROE
(Рентабельность собственного капитала): Оценка 5/5. Значение: 232% (LTM, но искажено отрицательным капиталом на начало периода). Более релевантно: ROE на положительный капитал на конец 9 мес. 2025 = (107.2 * 4/3) / 46.151 = 142.9 / 46.2 ≈ 309%. Для 9 месяцев: 107.2 / 46.2 = 232%.
ROIC (Рентабельность инвестированного капитала): Оценка 2/5. Значение: Расчет затруднен из-за отрицательного капитала в прошлом. NOPAT = Операционная прибыль (143.8) * (1 - Ставка налога (~0.27)) ≈ 105 млрд за 9 мес. Инвест.капитал = Собств.капитал (46.2) + Долг (172.9+450.5) ≈ 669.6 млрд. ROIC (9 мес.) = 105 / 669.6 ≈ 15.7% (годовая ~20.9%).
P/S (Капитализация/Выручка): Оценка 3/5. Значение: 0.34. Расчет: Капитализация (228.9) / Годовая выручка (676.5 * 4/3 ≈ 902) = 0.25. Для 9 мес.: 228.9 / 676.5 = 0.34.
P/E
(Цена/Прибыль): Оценка 2/5. Значение: 1.6 (LTM). Расчет: Цена акции (57.60) / EPS (107.2 / 3.976 ≈ 26.96 руб. за 9 мес, годовая ~35.95) = 57.6 / 35.95 ≈ 1.6.
P/B
(Цена/Балансовая стоимость): Оценка 5/5. Значение: 0.78. Расчет: Рыночная капитализация (228.9) / Собственный капитал (46.2) ≈ 4.95. Но на одну акцию: 57.6 / (46 151 / 3975.77 ≈ 11.61) = 4.96. Ошибка в данных? Проверка: Кап. 228.9 / СК 46.2 = 4.95. Высокий P/B из-за малого капитала.
EV/EBITDA (Enterprise Value/ EBITDA): Оценка 3/5. Значение: ~3.3 (LTM). Расчет: EV = Капитализация (228.9) + Чистый долг (623.4 - 53.8 = 569.6) ≈ 798.5. EBITDA LTM = 143.8 * 4/3 ≈ 191.8. EV/EBITDA = 798.5 / 191.8 ≈ 4.16.

Блок: Дивиденды (Средняя оценка блока: 2.5 из 5)
Прогнозируемая дивидендная доходность: Оценка 4/5. Значение: 13.69%. Расчет: Прогнозный дивиденд за 2025 г. (7.97 RUB) / Цена акции (57.60 RUB) * 100% = 13.84%.
Коэффициент выплат по Положению о дивидендах (Payout Ratio): Оценка 3/5. Значение: Ожидается 25% от ЧП. Согласно политике цель – 50%, но с оговорками. За 2024 г. выплатили 20.95 млрд при ЧП 62.3 млрд за 9 мес. 2024 и, вероятно, положительной годовой. Это около 33-50%.
История выплат: Оценка 2/5. Выплаты нестабильны. Последние выплаты: 2024 (за 2023?), 2018, 2017, 2016. Длинный перерыв с 2019 по 2024.

Блок: Факторы роста (Средняя оценка блока: 2.5 из 5)
Факторы роста: В отчете упомянуты рост программы полетов, увеличение занятости кресел, восстановление международных направлений, оптимизация парка и урегулирование отношений с арендодателями. Однако драйверы роста носят восстановительный характер в сложной среде. Оценка: 3/5.
Способность менеджмента: Менеджмент демонстрирует умение решать кризисные задачи (урегулирование аренды, переориентация парка), но стратегия несет высокие финансовые риски (рост долга для финансирования Capex). Решение о выплате дивидендов в 2024 году на фоне огромного долга – спорное. Оценка: 2/5.

Блок: Оценка рисков (Средняя оценка блока: 2 из 5)
Операционные риски: Высокие (3/5). Зависимость от санкций, доступности запчастей, волатильности цен на авиатопливо. Рост операционных расходов опережает рост выручки.
Макроэкономические риски: Высокие (2/5). Чувствительность к курсу рубля (значительная часть обязательств в валюте), геополитическая напряженность, регулирование тарифов.
Отраслевые риски: Средние (3/5). Сезонность, конкуренция, регулируемость отрасли.
Финансовые риски: Очень высокие (1/5). Колоссальная долговая нагрузка (Net Debt/EBITDA ~7.2), отрицательный свободный денежный поток, зависимость от рефинансирования.


Лис благодарит, что вы дочитали этот разбор до конца. Данный материал является аналитическим обзором, а не инвестиционной рекомендацией. Ваши инвестиционные решения – только ваша ответственность. С Лиса-то чего взять?! Удачи на рынке!

0

Комментарии (0)

* Поля обязательны для заполнения. Ваш email не будет опубликован.
Комментариев пока нет. Будьте первым!
Коды акций
Мы используем файлы cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их использования