Это не авиамодельный кружок и не авиакомпания, а металлургический комбинат, производитель титановых сплавов — ВСМПО-АВИСМА. Если инвестор находится в состоянии поиска потенциально растущего и устойчивого бизнеса, то стоит обратить своё драгоценное на эту статью.
ВСМПО-АВИСМА — это один из крупнейших в мире производителей титановой продукции. Компания была основана в июле 1933 года и с тех пор стала ключевым игроком на мировом рынке. Таким образом, предприятие, базирующееся в небольшом городке Верхняя Салда, Свердловской области, имеет более чем 90-летнюю историю.
На сегодняшний день ВСМПО-АВИСМА обеспечивает около 25% мирового рынка титановых изделий, что делает это публичное общество одним из главных поставщиков материалов для таких гигантов, как Boeing, Airbus, Bombardier. Продукция холдинга используется в аэрокосмической промышленности, энергетике, медицине и даже в производстве спортивного оборудования.
Ключевая специализация ВСМПО-АВИСМА — производство титана и его сплавов для авиакосмической, оборонной, медицинской и других высокотехнологичных отраслей.
Холдинг является крупнейшим в мире производителем слитков и проката в титановых сплавов. Кроме того, Корпорация производит прессованные изделия из алюминиевых сплавов, полуфабрикаты из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе.
Если инвестор когда-либо поднимал свою буйную головушку и другие части тела на самолёте, то, скорее всего, конструкция самолёта была сделана из титана, произведённого в ВСМПО-АВИСМА.
Титан — это не просто металл, это материал будущего. Он лёгкий, прочный. Важность титана обусловлена рядом факторов. Он прочен, как сталь, но на 45 процентов легче, а также более устойчив к теплу и коррозии и может использоваться в различных продуктах от краски до имплантатов для тела. Наиболее весомое современное применение титана — в аэрокосмической отрасли, поскольку эта отрасль нацелена на создание как можно более лёгких летательных аппаратов. Как говорят зануды технари у титана низкий удельный вес. При одинаковом размере, детали из него весят кратно меньше, чем из других прочных металлов.
Но, нужно подчеркнуть, что этим преимущества титана перед другими металлами не исчерпываются. Титановые сплавы используются в медицинских имплантатах, так как они биосовместимы и, как правило, не отторгаются при имплантации в организм человека или другого, менее опасного животного. Химическая промышленность активно использует титановые сплавы. И даже в производстве смартфонов не обходится без титана. Так что, думать, что титан — это только для самолётов очень поверхностная оценка его области применения.
И всё же, основной драйвер роста компании – это авиация и космос. Спрос на титановые сплавы в авиационной и космической промышленности продолжает расти, особенно с увеличением производства новых моделей самолётов. До 2022 года эта российская компания поставляла примерно треть высококачественного титана, используемого авиационной отраслью во всем мире.
ВСМПО-АВИСМА не ограничивается аэрокосмическим сектором. Компания активно развивает направления в энергетике, медицине и других отраслях. Это позволяет снизить зависимость от одного сектора и увеличить устойчивость бизнеса.
Государство владеет 25% пакетом акций ВСМПО-АВИСМА через структуру госкорпорации Ростех. Около 10% акций торгуются на Московской бирже. Остальной пакет, более 65% принадлежит частной компании.
Более 80% продукции компании идёт на экспорт. Это делает её важным игроком на мировом рынке и обеспечивает стабильный поток доходов. Компания и её продукция регулярно попадает на обложки известных западных изданий, болеющих за чужие ресурсы. Далее приводятся выдержки из одной из таких статей:
"ВСМПО-АВИСМА не попала под санкции со стороны США или Евросоюза, несмотря на то, что частично принадлежит Ростеху, оборонному концерну, в который входят сотни компаний, находящийся под санкциями США и Европы. Ростех возглавляет союзник президента России Владимира Путина Сергей Чемезов, который лично попал под санкции в 2014 году.
«Мы считаем, что введение санкций в отношении титана из России будет означать введение санкций против нас самих», — заявил журналистам в июне 2022 года генеральный директор Airbus Гийом Фори . В тоже время в компании встают в нужную позу. «Airbus (и вся европейская цепочка поставок) продолжает работать над оперативными мерами по снижению критической зависимости от российских источников титана», — говорится в заявлении.
Американская аэрокосмическая компания Boeing, главный конкурент Airbus, в 2022 году пошла по совершенно иному пути, объявив о прекращении закупок российского титана, положив конец многолетним отношениям с ВСМПО и сорвав создание многомиллионного совместного предприятия, о котором было объявлено всего за несколько месяцев до этого.
Однако, хотя компания не получала импорт от российской фирмы с весны 2022 года, поставщики компании делали значительные закупки намного позже этой даты. Невозможно оценить, сколько российского титана все еще идет в самолеты Boeing. Представитель компании отказался комментировать своих поставщиков. Однако основные поставщики Boeing продолжают закупать российский титан.
Аналитики говорят, что западные компании, вероятно, испытывают трудности с поиском альтернатив ВСМПО. Один американец, работавший с ВСМПО до вторжения на Украину, который говорил на условиях анонимности, чтобы обсудить частные переговоры, сказал, что более низкие накладные расходы России означают, что ВСМПО также может предложить сниженные цены. «У них есть масштабы, которые позволяют значительно снизить себестоимость производства», — сказал американец.
Между тем в Европейском союзе нет ограничений на поставки специальных металлов для военной продукции. Хотя американские титановые компании могут производить металл аэрокосмического класса, после закрытий в 2020 году они зависят от импорта титановой губки, первой стадии производства металла. Примерно 80 процентов титановой губки, используемой в Соединенных Штатах, поступает из Японии, которая с трудом справляется со спросом."
В 2024 году экспорт титана со стороны VSMO в Китай вырос на 44%, достигнув 3700 тонн, хотя в денежном выражении поставки снизились на 1,4% до $89 млн. Это связывают с растущим спросом на титан в аэрокосмической, химической и машиностроительной отраслях Китая. И опосредованно может быть связано со неудовлетворённым спросом со стороны американских покупателей титана.
В феврале 2025 года появилась информация, что американская сторона повышает требования к китайским поставщикам титана в связи с сомнениями в подлинности поставляемой продукции. Проверяется документация китайских поставщиков на протяжении последних 10 лет, чтобы убедиться, что на американский рынок поступал настоящие титановые сплавы от квалифицированных производителей. Подробнее можно ознакомиться здесь.
В связи с недоверием к китайским поставщикам титана возрастают шансы ВСМПО вернуть значительные объемы поставок на американский рынок для компании Boeing. Как следует из представленной информации Airbus продолжает покупать титан у российской компании.
Переходя к акциям компании, нужно начать с того, что они торгуются на Московской бирже с биржевым кодом VSMO.
В настоящее время цены находятся на уровне середины 2021 года. За прошедший год акции снизились на -28,5%. Акции VSMO уже проторяли тропинку на к цене в 60,000р. в 2022 году, и при цене в 28,800р. имеют условный потенциал в 208% "рабочего коридора". Конечно, нет никакой гарантии или даже сигнала, что санкции перестанут сдерживать российский экспорт, а следовательно нет причин ожидать быстрого возврата акций к максимумам 2022 года. Но, учитывая потребности бизнеса западных компаний-потребителей продукции VSMO, можно утверждать, что перспектива у акций прослеживается хорошая.
Компания не является дивидендной историей на рынке. Последние дивиденды с условно высокой дивидендной доходностью были выплачены в 2019 году. Тогда в сумме всех годовых выплат это составило около 9%. В более поздние периоды производитель выплачивал дивиденды около 1-2%. Текущая прогнозная дивидендная доходность за 2024 год около 2%.
Кроме совсем не захватывающей дивидендной перспективы, как и у любой компании, у ВСМПО-АВИСМА есть свои риски. Это, прежде всего, зависимость от мировых цен на титан и от конъюнктуры в аэрокосмической отрасли. Также стоит учитывать возможные санкционные риски и попытки заместить продукцию уральского холдинга продукцией других поставщиков. Хотя, нужно отметить, что пока компания адаптируется к новым условиям.
Кратко раскрывая сухие строки преимущества, компания заслуженно пользуется авторитетом качественного поставщика качественного сырья, более 80% продукции идёт на экспорт, что обеспечивает стабильный поток доходов даже в условиях нестабильности на внутреннем рынке.
ВСМПО-АВИСМА — это не просто компания, это титановый металлургический комбинат с большим потенциалом. Её акции могут стать отличным дополнением к долгосрочному инвестиционному портфелю, особенно если инвестор видит будущее аэрокосмической отрасли и высокотехнологичных материалов. Которое, в прочем, сложно не заметить. Существуют ли на Московской бирже акции компаний, более многообещающие для роста в ближайшем будущем? Конечно, такие примеры есть. ВСМПО-АВИСМА - это скорее среднесрочная и долгосрочная история, которая имеет высокую вероятность принести прибыль инвестору.
Миссией инвестиционного портала Foxbonza.ru является: "Изучаем бизнесы - Находим бриллианты!". В случае с VSMO можно говорить об акции с блестящими перспективами. Станут ли они бриллиантом в инвестиционном портфеле - покажет время.
Представленный вашему вниманию обзор не является предложением покупать акции этой компании.